Мы видим и слышим в историях множество повторяющихся сюжетов и ходов.
Это сказочные сюжеты, сохранившиеся с древних эпох.
Знание этих сюжетов, как и почему каждый из них возник, и как нам это объясняет нейрофизиология — позволяет использовать каждый из квестов как паттерн при создании интересных и многоуровневых историй и неоднозначных и ярких, неоднозначных героев. И наоборот — позволяет видеть в сложной истории отдельные биты, что главным образом будет полезно терапевтам.
Данный видеокурс подробно останавливается на мужских и женских квестах и дает представление об общих для всех — квестах человеческой жизни.
Квесты человеческой жизни более детально рассмотрены в лекции Сценарный шаманизм 2
Лекции пакета дают представление об авторском инструменте работы с системой квестов — колесом квестов Ким. Что позволяет использовать архетипические сюжеты для сторителлинга в любых целях: будь вы терапевт, профессиональный автор или человек, создающий истории для бизнеса.
Лекция-тренинг: «Woman Power – когда главный персонаж женщина»
Индустрия переживает пик востребованности историй с женщинами в качестве главных персонажей. Особенно – в традиционно мужских жанрах: экшен, приключения, фэнтези. Да и все остальные истории, особенно рассчитанные на ТВ или соцсети, выигрывают, когда в них активно действуют женщины.
Создание таких персонажей стало испытанием для авторов, потому что первые попытки сделать женщину героем боевика, приводили к простому «переодеванию» мужских персонажей, что аудитория отторгает. Потому что разница между женщинами и мужчинами конечно же есть. Но не та, которую нам навязывают гендерные стереотипы, а объективная — нейрофизиологическая.
Но у каждого из нас есть интуитивное, архетипическое знание. Мы видели и слышали множество примеров историй в жанрах: приключения, экшен, фэнтези, хоррор, триллер и др. – с женщинами в главной роли. Это сказочные сюжеты, сохранившиеся с эпохи, «когда бог был женщиной», потому что все, что мы вкладываем в дискурс «бог» — мужского пола совсем недавно, буквально, последние 5 тыс. лет. А до этого все, что входит в этот дискурс, называлось «великой богиней» и у женщины были свои героические квесты, чтобы путь от девочки до «смертного воплощения многоликой матери сущего».
Путь героини – отличия от классического пути героя. Дополнительные биты.
«Девять жизней кошки», как метафора девяти жизненных квестов женщины, основанная на картографии распространения сказочных сюжетов.
Содержание лекции:
00:00:00 — Вступление
00:02:10 — Рекомендуемые книги по теме
Теория: А.В. Курпатов. Нейрофизиология пола
00:05:17 — Три базовые потребности: безопасность, социальная потребность и пол
00:06:28 — Оторванность всего связанного с дискурсом пола от физиологии: сексуальность как таковая, социальные искажения – сексуальный импринтинг, институт брака – культурные детерминанты
00:24:30 — Нейрофизиологические различия «женского» и «мужского» мозга
00:47:15 — Различия в мужском и женском поведении
01:04:01 — Биология ревности
01:06:10 — Естественный цикл изменений
01:13:00 — Гормоны
01:26:10 Лилия Ким. Практическая часть
01:34:16 — «Девять жизней кошки» как метафора о жизни женщины
01:48:50 — Сущность великой богини: одна во множестве ипостасей, целостность цикла преображений. Постоянное изменение – суть божества.
Специфические женские квесты – состояния/испытания:
01:54:40 — Жена и мать в священном союзе. Квест бунта против «абьюза повседневной жизни»
02:02:05 — Соблазнительница/принцесса. Квест независимости
02:08:53 — Жертва/Воительница. Квест инициации.
02:13:57 — Трикстер. Квест защиты божества.
02:19:35 — Страж Храма/Горгона. Квест целостности.
02:23:10 — Вдова. Квест полёта.
02:25:15 — Тёмный ментор. Квест мудрости.
02:32:10 — Разрушительница. Богиня войны и смерти
02:38:20 — Основные различия мужской и женской арки.
Мужские квесты
Подробный разбор существующих сюжетов на тему мужского пути показан в системе с общечеловеческими квестами (связанными с неизбежным циклом человеческой жизни: учимся, приходим к зрелости в том или ином возрасте, найти место в мире, стаю, брак, дети, удобрить путь дальше после того как нас не будет) и в сравнении с женскими сюжетами. Чем отличаются путь героя и путь героини, и какими особенностями психики это обусловлено?
Мужское путешествие — это всегда путь духа, путешествие за сакральным, битва с монстром и взросление.
Женское путешествие — это ритуальный переход через врата смерти (вариации социальной смерти), превращение в монстра, покорение нижних тёмных миров, победа монстра в себе и возвращение-воскрешение в новом качестве.
Мужской кризис — это кризис веры в себя и свои идеалы.
Женский кризис — потеря себя и растворение границ до полного слияния-исчезновения.
Мужская битва — битва за жизнь, женская — призыв к жизни.
Мужская победа — победа над монстром.
Женская победа — преображение-воскрешение.
Возвращение с эликсиром — мужчина приносит эликсир, женщина им становится сама.
Также лекция дает представление о работе с колесом квестов Ким.
Это авторский практический инструмент, помогающий определить комбинацию сюжетов из общечеловеческого и гендерного цикла квестов, чтобы сконструировать максимально яркую драматическую историю и глубокого интересного персонажа.
Содержание лекции:
00:00 — Картография сказочных сюжетов (индекс сказок; типология; квесты жизненных циклов).
03:10 — Таблица квестов (архетипы; внутренний нарратив; задачи; уроки).
23:15 — Первые боги (отличия от богинь; разделение; основатели мира; что общего; акт творения мира).
30:45 — Воскресшие боги в разных мифах и их связь с циклами плодородия.
36:50 — Богини, спасающие богов и становление бога мужчиной (переход от женщине к мужчине; непростые отношения богов-отцов и богов-детей в мифологии; трудности мальчиков; задачи мужчин и женщин).
53:20 — Переход от мальчика к мужчине (кто забирает; задания; уроки; менторы; ловушки; инициация; утрата невинности; возвращение мужчины).
1:03:20 — Договор с дьяволом (моральная амбивалентность).
1:07:30 — Урок милосердия. Волшебный помощник.
1:10:25 — Золотое руно: поход аргонавтов (этапы; сюжеты Медея; основная задача).
1:23:15 — Предательство. Три змеиных листочка (основной урок; победа).
1:33:00 — Чудище.
1:35:20 — Воскрешение любовью. Невеста.
1:40:45 — Загадка: узнай свою принцессу.
1:44:45 — Воспитание капризной невесты.
1:53:25 — Битва за царство.
1:57:15 — Безумный король.
Практикум-интенсив «Как писать на заказ»
Содержание лекции:
00:00 — Эффект Binge-watching
04:20 — Что такое фрактальная структура
06:15 — Почему Binge-watching стал иметь такое значение
08:50 — Работа на заказ
15:30 — Нужна ли мне эта работа вообще?
19:15 — Есть ли такой заказ, от которого невозможно отказаться?
21:45 — Лучший способ работы на заказ
22:40 — Разделение работы на «прибыльную» и «перспективную»
24:00 — Как решать проблемы ТЗ и правок
28:00 — Работа на себя. От реактивной модели работы к проактивной модели
Вопросы и ответы
33:25 — Как происходит процесс написания и творчества?
39:05 — Что должен писать молодой автор?
40:40 — Отношения к режиссёрам, пишущим сценарии самостоятельно.
42:50 — Как в написании сценариев использовать теорию гештальта?
45:00 — Как строится работа в связке «Режиссёр-Сценарист»?
49:20 — О работе с соавторами
55:40 — Какое ТЗ для автора лучше и до какой степени диктовать автору, что нужно?
58:10 — О расширении заказчиком уже готовой концепции.
1:01:15 — По каким признакам на этапе сценария можно понять, что это потянет на «Оскар»?
1:06:05 — За сколько в России можно продать сценарий?
1:07:50 — Донесение внутреннего содержания с минимальными искажениями.
1:10:50 — Как начинающему сценаристу находить заказы?
1:17:50 — Личный бренд (зачем нужен личный бренд; талант с фан-базой; мотивация)
1:22:20— Игра-упражнение «Алмаз героя»
1:32:50 — Продажный объём. Какова минимальная разработка продаваемого материала?
1:40:05 — Нужно ли в короткий метр закладывать потенциал полнометражного фильма?
1:43:20 — Правки. Как обсуждать и выполнять?
1:48:00 — Токсичность
1:51:55 — Кому показывать сценарии для фидбека.
1:53:25 — Как писать более вкусно, ярко, завлекающе?
2:02:10 — Вопрос о блоге