Оппозиция в истории как тень героя

«Тень за работой». Герой и оппозиция в истории: танец с Тенью. Мне никогда не нравилось выражение «бой с тенью» — поскольку оно предполагает, что Тень это что-то плохое и её можно «победить».

Говорим о Тени, сразу вспоминаем Карла Юнга. Потому что с него начинается эра восприятия человека как сложной системы, которая, как и всё сущее во Вселенной – вплоть до атомов, состоит из балансирующих противоположностей.

Юнг назвал основные «ядра» сложной системы, которой является каждый из нас.

Персона – социальный аватар, который мы все осознанно и неосознанно создаём, чтобы повысить свои шансы на получение от своей социальной стаи принятия, поддержки, защиты, ресурсов и быть включёнными в планы на будущее. Критерии, повышающие наши шансы на успех, нам транслирует среда, которая нас формирует – культура и семья. Какие качества мы должны в себе развивать и демонстрировать – «папа работает, мама красивая», или «покажи деньги (вставить любой другой критерий «социального успеха» — рейтинг, лайки, сексуальную востребованность и т.д.)», или продвинутый сторителлинг – общечеловеческий «павлиний хвост», навык привлекать и убеждать других, излагая свою философию наиболее доходчиво, образно и убедительно (всегда были в числе главных искусств для правящих классов, как инструменты создания смыслов, т.е. «линз» восприятия и интепретации фактов реальности для других).

Это то, с чего начинается представление любого героя в любой истории – с демонстрации его персоны. В какой социум и каким образом он старается быть включённым.

‍♂️ Эго – страж, защищающий внутреннего ребёнка, часто — нижняя часть айсберга Персоны. Почему и зачем герой старается быть включённым именно в этот социум именно таким образом.

“Self” – как бы мы себя вели, оказавшись на необитаемом острове, где нет социума, который может нас изгнать, если мы вдруг вздумаем не разделять его ценности и сформированные ими социокультурные практики. То, что герою предстоит открыть в ходе истории, потому что в любом квесте важен не столько артефакт, сколько каким становится герой в процессе его добычи.

Про Тень лучше цитировать самого Юнга «Каждый несёт в себе Тень. И чем сильнее отрицает её наличие – тем объёмнее её влияние на все события жизни, тем сильнее и плотнее она». Всё что человек отказывается принимать в самом себе – становится его Тенью. И чем сильнее отрицает её наличие – тем больше власти получает эта часть, тем сильнее её влияние на систему в целом.

Кэмпбелл назвал силы оппозиции в любой истории – «Тенью за работой». Что цель любой истории – дать Тени персонажа сделать его героем.

Тень, которую человек отрицает и отказывается в себе принять – непрестанно является ему именно в виде социальной, семейной, межличностной оппозиции, которую он сам же для себя и создаёт.

Например, человек отказывающийся принять свою уязвимость – ненавидит это качество в других, непрерывно генерируя тонны конфликтов, требуя от окружающих «быть сильными», создаёт опасные ситуации, поддерживая свою «персону», которая «может всё что угодно, а если нет – совершает харакири».

Человек, отказывающийся видеть свою неспособность справиться с жизнью – настойчиво стремится спасать других, ведёт себя безответственно, пытаясь взять ответственность за вещи, которые не может контролировать по определению – что приводит его конфликтам с «неблагодарными иждивенцами».

Человек, отказывающийся принимать свой гнев или осуждаемые социумом сексуальные желания – создаёт себе многослойные ловушки каждый раз, когда теряет контроль. Оппонентов, которые могут его шантажировать. Превращает свою жизнь в минное поле из лжи. Причиняет вред тем, кого любит.

Бывают ли ситуации, когда человек шёл, ему упал на голову кирпич (любой другой несчастный случай, или не случай) и он умер или стал калекой? Безусловно. Но сами по себе они не делают историй, а только служат провоцирующими инцидентами или прогрессией усложнений в них.

История – это всегда про то с каким человеком случилась жизнь и что он стал делать с тем, что с ним случилось. А то, как он воспринимает и что делает с тем, что с ним случилось – всегда танец его Персоны и Тени.

Обычно я плохо отношусь к «готовым решениям» — но в случае «оппозиция в истории как Тень героя» — накоплено такое количество всегда работающих драматургических решений – что мы поговорим и про 12 Теней к 12-ти основным архетипам героев, и будет перечисление эффектных, очень «жизненных» явлений Тени через конфликты и оппонентов, которых человек всегда себе создаёт и выбирает.

Об этом мы поговорим на вебинаре – как показать «Тень за работой» через силы оппозиции в истории. Социальную, семейную, личную – как создать убедительный многоуровневый конфликт. И что значит фраза «неудача – лучший наставник». И почему – бой с Тенью приводит только к самоповреждению. И как построить сюжет и арку трансформации, шаг за шагом показывая переход от отрицания к интеграции, принятию и балансу своих частей героем.

Тема появилась благодаря революции «художников» в чате курса, которые впервые outvoted «прагматиков».

Все желающие присоединиться – добро пожаловать!

СОДЕРЖАНИЕ

00:00:17 — Упражнение «Алмаз героя»
00:08:38 — Наследие К.Юнга и его влияние на драматургию
00:11:06: — «Карта души» Эго, Тени, персоны и т.д.
00:17:03 — Развитие аналитической психологии и темы тени в ней
00:21:47 — Юнг и оккультизм
00:28:03 — Понятие 12 архетипов — 12 теней
00:39:14 — Разбор карты души Юнга и пути героя Кэмпбелла
00:54:55 — Социальные нормы — это
01:03:10 — Индивидуация VS индивидуализации
01:07:54 — Этапы индувидуации
01:13:57 — Способы увидеть свою тень
01:23:15 — Активное воображение VS мечтание или сон
01:31:48 — «Матрешка теней». Как их приложить к драматургии?
01:39:17 — Единство противоположностей: тезис —антитезис
01:47:34 — Метод разработки истории от тени героя
01: 53:18 — Построение матрешки теней персонажей
01:58:53 — Эго отбрасывает тень
02:10:10 — Маршрут к месту встречи с Тенью или «силы антагонизма чешут ахиллесову пяту героя»
02:25:32 — Всегда работающие драматургические ходы , чтобы силы оппозиции были манифестацией Тени героя
02:31:12 — Кульминация: осознание тени — избавление от страха
02:56:01 — Конец вебинара